Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Несмотря на всю важность этого процесса, не стоит забывать, что даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыка слогового анализа следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности.

Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.

1. Рассели животных по домикам (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Инструкция для детей:

  • Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).
  • Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).
  • Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.
  • Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)
  • Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)
  • Как мы проверим, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Задание может выполняться как устно, так и письменно. При письменном выполнении можно предложить детям разделить тетрадь на три колонки. В первую колонку записать слова с одним слогом, во вторую – с двумя, в третью - с тремя. При устном выполнении задания предложить детям сначала назвать только те слова, в которых один слог, затем два слога, три слога.

При делении слов на слоги лучше сопровождать их хлопками. Также не лишней будет работа по выделению гласных в словах. После выполнения задания можно спросить детей, каких еще животных можно поселит в первый домки, во второй, в третий.

2. Расставь предметы на свои места (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)
Аналогичным образом проводится работа по следующей иллюстрации.

Логопед предлагает детям расставить предметы по шкафам. В шкафу с одним отделением должны находиться слова, в которых один слог, в шкафу, котором два отделения слова, в которых два слога, с тремя – три слога.

В конце задания также предлагается придумать какие еще предметы можно поместить на полки шкафов.

3. Подумай и разрежь (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку по три разных предметных картинки и предлагает разрезать ее на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки.

При выполнении этого задания работа одновременно ведется по разным направлениям: развитие навыка слогового анализа, развитие общей моторики речи, развития самоконтроля и произвольности, развитие навыка самостоятельной работы. Хитрость этого задания заключается в том, что если ребенок допустит ошибку, то ее будет не так просто исправить, как при устном проговаривании. Разумеется, не стоит брать этот вид работы в начале изучения темы. В то же время, для итогового занятия это задание очень хорошо подойдет.

4. Какой ты слог? (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)
Эту игру можно использовать при проведении групповых занятий в качестве физкультминутки. Логопед делит детей на небольшие подгруппы во 2, 3, 4 человека. Затем выставляет на доску предметные картинки, в названиях которых 2, 3, 4 слога. Сначала детям предлагается разделить слова на три группы, в зависимости от количества слогов. Затем логопед раздает каждой группе детей карточки. Если в группе 2 человека, дети получают карточки, в названиях которых 2 слога. Логопед предлагает им поделить слово на слоги.

Первый ребенок называет первый слов, второй ребенок – второй слог. Это задание можно усложнить. После того, как каждый ребенок назвал свой слог, логопед предлагает придумать еще слова, в которых есть такой же слог и сказать каким по счету он стоит. Помимо развития навыка слогового анализа, эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей и умения работать в группе. Разумеется, при проведении игры, следует учитывать, что дети должны хорошо знать друг друга и заниматься в таком составе определенный промежуток времени.

5. Собери слова (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов. В таком случае, помимо развития навыка слогового анализа, будет осуществляться работа по развитию связной речи детей. Эта игра так же может использоваться в качестве физкультминутки и отдыха от письменных заданий, а так же, как итог, в конце занятия.

6. Рассыпавшиеся покупки (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)
Логопед выставляет на доску изображение женщины с пакетами, а так же различные фрукты с написанными на них слогами.

 

Инструкция для детей:

- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Женщину с сумками, фрукты)
- Эту женщину зовут Наташа. Она очень спешила домой и по дороге растеряла все фрукты. Давайте поможем ей собрать их.
- Что выпало из ее сумки? (яб-ло-ки)
- Кто выйдет к доске и разместит слоги в нужном порядке? Давайте запишем получившееся слово в тетрадь.

Аналогичным образом выполняется работа со всеми оставшимися фруктами. Это задание может выполняться как письменно, так и устно. После написания слов, детям предлагается придумать, какие еще фрукты могла нести Наташа из магазина и поделить их на слоги.

7. Мозаика (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение мальчика и карточки с изображением частей мозаики с подписанными слогами.

Инструкция для детей:

- Этого мальчика зовут Жора. Он очень любит собирать мозаику. Сегодня он решил прийти к нам на занятие и показать сою любимую игру. Давайте проверим, получится ли у вас так же хорошо собирать мозаику, как у Жоры.
- Посмотрите на первую карточку. Какое слово здесь спряталось?

Задание так же может выполняться письменно и устно. После выполнения этого задания логопед может предложить детям продолжить эту игру дома и придумать (можно даже нарисовать) дома несколько мозаик-загадок, чтобы на следующем уроке проверить друг друга.

Знакомство детей с графическими символами

Многие дети испытывают трудности при усвоении букв и цифр – долго не могут запомнить, путают их, затрудняются в написании и печатании, забывают их элементы.

Для более эффективного усвоения графических символов используют различные приемы:

  1. Прописывать букву, цифру по графическому знаку.
  2. Напечатанному на альбомном листе красным маркером.
  3. Включить в процесс запоминания, как можно больше двигательных ощущений.

Для этого:

1. Проводить по напечатанной букве указательным пальчиком ведущей руки, всеми пальчиками, кулачком, локтем, плечом, пальчиками ноги, ступней, пяткой.

2. Выкладывать букву, цифру из палочек, спичек, фасоли, камешков, мозаики, различных конструкторов и пр.

 

3. Создавать букву, цифру с помощью шнурка, используя основу для мозаики, дощечки с прорезями.

4. Лепить из пластилина (собирать из столбиков заданную букву, цифру).
5. Выкладывать буквы, цифры из шерстяных ниток различной толщины, тесьмы на бархатной бумаге.
6. Печатать буквы, а затем писать прописные буквы пальчиком, палочкой на песке, манке (сначала буквы, затем слоги и на заключительном этапе целые слова).
7. Прописывать знак пальчиком (акварелью) на листе бумаги; в воздухе; соотносить цифру с множеством (три круга значит цифра 3).
8. Подбирать нужные картинки к определенной букве (по первому звуку, Б – баран, булка, барабан).
9. Дорисовать недостающий элемент в графическом символе сначала в печатной букве, затем в прописной.
10. Печатать буквы по точкам, штриховать букву, цифру.
11. Печатать буквы, писать цифры (сначала в большой клетке – состоящей из 2-х, 4-х стандартных клеток, затем в обычной клетке).
12. Печатать слоги, слова, предложения в тетрадях в клетку, соотносить печатную и прописную букву, писать буквы, слоги слова прописными буквами.
13. Назвать какую букву, цифру напечатал взрослый на ладошке, спине ребенка, у ребенка развиваются тактильные ощущения. Сначала ребенок с открытыми глазами, затем закрыв их.

Упражнения для развития речевого дыхания

Большинство исследователей отмечают, для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох (Хватцев М.Е., Щетинин М.Н., Поваляева М.А., Семенова Н.А.).

Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким голосом большого диапазона.

После артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, цель которых формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием.

Закрепить этот навык можно с помощью рисунка, на котором изображена «звуковая волна». Дети находят глазами верхнюю точку. Мысленно в воздухе ставят на нее указательный палец правой руки и начинают произносить заданный звук на одном дыхании, сопровождая движением указательного пальца в заданном темпе.

1. Цветочек. Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек.


2. Узнай по запаху. Узнать яблоко, сок… по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
3. Свеча. Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом. (можно использовать макет свечи).
4. Чей паровоз (пароход) гудит дольше? Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера и тд.) Чтобы он загудел, нижней губой нужно слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
5. Погрей руки. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
6. Султанчик. Долго дуть на султанчик из полосок бумаги, на цветные метелочки, на хвосты у птичек, на плавники у рыбок и тд.
7. Трубочка. Подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты и т. п.
8. Бурлящая вода. Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
9. Футболисты. Дети забивают мячи – шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.
10. Кораблики. Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик победит. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.

Надуй игрушку. Надувать резиновые надувные игрушки, шарики, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Игры для развития речевого дыхания у детей

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Для чего это нужно?

Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

Игровые упражнения для развития дыхания

«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

«Пузырь»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.

«Бабочка – лети»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.


Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

«Бабочка»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

«Капитаны»
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 605 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.