У новорожденных для стимуляции голосовых реакций необходим физический контакт с матерью, привязанность к ней. Мать ласково улыбается и произносит одни и те же звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет движения губ.
Если мать мало эмоциональна, она заботится о младенце, но мало играет с ним, не тискает его, не ласкает, то это может привести к нарушению развития ребенка.
С 4 мес. необходимо начинать гимнастику губ:
- губы сближают и растягивают;
- собирают в морщинки;
- побуждают малыша тянуться к соске, к пище.
Чтобы ребенок своевременно заговорил, на первом году жизни нужно исключить любые неблагоприятные воздействия на организм ребенка:
- соматические заболевания;
- психические травмы;
- насильственное переучивание леворукости (в данном случае просто нужно параллельно развивать правую руку);
- нарушения, связанные с режимом, преждевременное отнятие от груди, отлучение от соски и пустышки (до 1 года), прекращение укачивания;
- двуязычие (ребенок должен ориентироваться на одну речь).
С раннего детства необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений губ и языка.
В возрасте от 1 года до 1,5 лет надо учить ребенка произносить по подражанию предложения из 2-х слов.
Приучать отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».
Расширять запас понимаемых слов.
Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у ребенка правильного произношения.
От 2-3 лет.
Приучать слушать и слышать рассказы, сказки.
Читать стишки, где он постепенно научится договаривать последние слова.
Очень полезно распевание стихов, чтение по ролям.
Книги должны быть просты по содержанию, ярко оформлены, эмоциональны.
Полезны и аудиокассеты, в которых часто используются одни и те же фразы.
С ребенком нужно установить психологический контакт и на этом фоне формировать желание ребенка общаться.
Не нужно приставать к ребенку с повторениями, задавать вопросы, если ребенок замыкается. Не давите на ребенка!
Все его новые слова следует записывать и стимулировать ребенка к их произношению.
Поощрять попытки детей рассказывать об увиденном.
Если Вас настораживает состояние речи Вашего ребенка лучше проконсультироваться со специалистами.