Развитие связной речи. Эта задача тесно связана со всеми другими задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли начало, как развивается действие (событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.
Занятия по развитию связной речи включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, однако задачи усложняются. Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырех маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать взрослому последовательно свое высказывание. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.
Развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.