ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.

 

В реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Поэтому задача полового воспитания в семье - помочь половой идентификации ребенка.

Главнейшая же цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

В раннем возрасте начинает осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и овладение одной из двух моделей полового поведения. Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Очень рано ребенок начинает подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном.

  • В 2-4 года ребенок обычно задает вопрос: «откуда я взялся?».На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем"
  • В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская и мужская.
  • В возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними.
  • С 5-6 лет процесс полоролевогоразвития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных, кино- и видеогероев.

Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие.

Как вести себя родителям?

Главное, не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверять нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем переключить малыша на что-то интересное. Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться! Дети больше всего боятся гнева родителей.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга«врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания.

Одним из важнейших вопросов остается вопрос о том, как рассказать ребенку о сексе.

Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня просто необходимо. Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов), подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию.

Самый простой способ избежать при этом смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь в дебри и не пускаясь в рассуждения.

Не следует мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал самих родителей за чем-то неприличным. Интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту часть жизни безоценочно, а реакция взрослого окрашивает его в те или иные эмоциональные тона. Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

Замалчивать же эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», нельзя ни в коем случае. Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.

В 2-4 года ребенок обычно задает вопрос: «откуда я взялся?». На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными названиями половых органов. На этом этапе малышу еще не нужно говорить, что у половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать на различие полов и дать гениталиям названия (лучше всего медицинские).

В возрасте 4-6 лет ребенка очень интересуют физиологические различия между полами. Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например, малыш может увидеть в фильме любовную сцену и спросить: «Что они делают?»- на такой вопрос достаточно ответить: «Они любят друг друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема «дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг друга». На такие вопросы стоит ответить просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них появляются детки. У животных это занятие называется спаривание, у людей – любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще неинтересно и неважно, как это происходит технически.

Важную роль в половом воспитании играет семья - отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, что хорошая семья - это основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости - помогут.

Самый нужный и самый главный воспитатель - личный пример нравственности родителей.

Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать c раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. 

Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. В самом половом воспитании важны такие факторы, как построение семейных взаимоотношений. Лишь здоровая эмоциональная семейная обстановка формирует у малыша нормальное отношение к вопросам пола и секса. Половое воспитание, это, прежде всего, формирование у ребенка правильного отношения к вопросам взаимоотношений полов. Конкретные же знания в этом вопросе дети будут приобретать по мере взросления.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.