К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Многих родителей начинает беспокоить вопрос не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем и на что, стоит обратить внимание.
Итак, попробуем определить, что должен знать ребенок в этом возрасте.
В области мышления/памяти:
- находить отличия между сходными картинками
- складывать различные пазлы, конструктор по образцу
- собирать пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры
- запоминать и рассказывать небольшие стихи
- понимать почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно
- уметьстроить сложные предложения из 8-10 слов так, чтобы его могли понять все
- уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы
- знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания
В области окружающего мира:
- знатьвремена года и их приметы
- различать домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягод
Что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
- самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии
- уметьхотя бы развязывать шнурки
- отлично обращаться с ложкой и вилкой
- уметьпроводить прямые линии и ровные круги
- раскрашивать картинки не выходя за их границы
- различать правую и левую руку, правую и левую ногу.
В этом возрасте ребенка также можно уже начинать учить одному иностранному языку. Главное учить правильно, чтобы в последствии учителям в школе не пришлось повторно его переучивать, да и ребенку будет сложно понять, почему нужно говорить совершенно по-другому.
К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Математика.
- К 4-5 годам ребенок долженнаучиться считать в пределах первого десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.
- Хорошо, если ребенокумеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.
- В этом возрасте ребенок долженнаучиться ориентироваться на листе бумаги, знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».
- Уметьделить группу предметов на две равные части.
Развитие речи
- К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы(слова, противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.
- Научите ребенкаобразовывать обобщающие слова, например, шапка из меха - меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит где (в сахарнице).
- Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).
- Ребенок должен уметьобъяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.
Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Грамота
Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А» в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.
Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.
Различать на слух твердые и мягкие согласные.
Окружающий мир
- К 4-5годам ребенок должен знатьимена и фамилии своих родителей,
братьев и сестер.
- Называть признаки времен года.
- Знать части суток, уметьориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.
- Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.
- Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.
- Хорошо, если ребенокможет рассказать о назначении служебных машин.
- Знатьнекоторые виды спорта.
Внимание
- Ребенок должен уметьнаходить предмет по контуру.
- Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
- Из пяти-шести картинок уметьнаходить две абсолютно одинаковые.
- Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
- Находить общий признак у пяти предметов.
Память
- В этом возрастеначинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно использовать игры для развития памяти.
- В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должензапомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.
- Учите ребенказапоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.
- Ребенок должензапомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.
- Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должензапомнить и воспроизвести как можно больше деталей.
Мышление.
- К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д.
- Уметьнаходить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.
- Уметьнаходить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок, находить общие признаки у 3-4 предметов.
- В этом возрасте ребенок долженнаучиться определять последовательность событий.
- Уметьрешать несложные логические задачи.
Мелкая моторика рук.
Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.
- Учить ребенкаправильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.
- Учить аккуратно заштриховывать картинку.
- Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить малыша.